Екатерина Троепольская (krakadil1922) wrote,
Екатерина Троепольская
krakadil1922

Алхимический жанр в толстом-толстом "Октябре"

написали с Андреем Родионовым про видеопоэзию в толстый журнал "Октябрь"
статья большая, рекордная

Алхимический жанр

Сколько времени существует поэзия? Тысячи лет. А кино – сто лет с хвостиком. Но за эти сто лет кино сумело перемолоть все остальные виды творческой активности человека. Кино приближает к реальности любую абстракцию, пользуясь множеством средств, в том числе, языком поэтическим. В данном случае мы имеем в виду не звучание стихов на экране, а поэзию кадра и тот особый поэтический кино-язык, на котором говорили со зрителем Бунюэль и Параджанов.

Конечно, поэзию кино освоило тоже. Андрей Тарковский и Эльдар Рязанов использовали стихи в своих фильмах, создавая дополнительные смыслы, дополняя “материю” кино еще одним измерением.

Современность диктует новые формы: короткий метр, музыкальные клипы и видео-арт. Современность предпочитает синтез искусств или, говоря уличным языком, всё и сразу. Какую позицию может занять поэт?

Для поэта сегодня существует два соблазна. Первый – это сохранять традиционный образ, максимально игнорируя технический прогресс и модные течения. Второй – экспериментировать, что, как мы знаем, далеко не всегда выходит удачно. В этой статье мы пытаемся поговорить о тех, кто пошел по второму пути.

История видеопоэзии в России началась в середине золотых нулевых, когда синтез всего и вся казался новым прорывом в будущее. Нулевые соединили несоединимое: слились в единое железобетонное целое: преступник и чиновник, художник и деньги, религия и ядерное оружие – их уже было не разъединить. На фоне всеобщих слияний и объединений появился новый прекрасный жанр – видеопоэзия, поэтическое видео.

Примеры такого соединения были и раньше. Работы футуристов, “ОКНА РОСТА” Владимира Маяковского (хотя это не имеет отношение к видео, скорее именно к синтезу визуального и вербального), в 90-х – блестящие видеоперформансы Дмитрия Александровича Пригова (видео снимали Ираида Юсупова и Александр Долгин), Владимир Епифанцев искал творческий подход к стихам Алины Витухновской. Да и каждый отдельный поэт пытался в той или иной степени визуализировать свое творчество. Не будем углубляться в искусствоведческие дебри, каждый образованный человек сможет привести сколько угодно своих примеров удачного союза поэзии и кинематографа.

В Европе массовые эксперименты с поэзией и видео привели к возникновению берлинского фестиваля “Зебра”. Минусом на русский взгляд в этих работах была чрезмерная увлеченность видео-артом в ущерб слову (часто европейские ролики даже не нуждаются в переводе). Для участия в таком фестивале, вдохновившись опытом рижской группы “Орбита”, группа энтузиастов в Москве во главе с тогдашним редактором газеты “Книжное Обозрение” Александром Гавриловым сделала несколько роликов на стихи современных поэтов. Видео Федора Кудряшова на стихи Максима Амелина “Кукушка” стало лауреатом фестиваля “Зебра”.

В 2007 в Москве прошел первый российский фестиваль видеопоэзии “ЗРЯ!”, организованный при помощи журнала “Крокодил”. Организаторами стали Екатерина Троепольская и Андрей Родионов. “ЗРЯ!”, позже переименованный в фестиваль “Пятая Нога”, проводится каждый год в ноябре в кинотеатре “Пионер” при содействии клуба “Сине Фантом” и является крупнейшим в России. Показы этого фестиваля проходят на ММКФ, на Венецианском биеннале, на Лондонском книжном фестивале, на фестивале в Канске. В Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Красноярске, Новосибирске в результате такой агрессивно просветительской деятельности возникли собственные сообщества и фестивали, бодрые, молодые, перспективные. В Питере прошел фестиваль медиа-поэзии “Вентилятор”, и даже более консервативный Волошинский фестиваль в Коктебеле в прошлом году собрал свою программу видеопоэзии.

К чему ведет такая популярность? Мы помним времена, когда каждый просмотр видеопоэзии превращался в обсуждение: так есть жанр или нет? Сейчас все поверили, что он есть, но возникли опасения насет его дальнейшего существования.

Андрей Тарковский когда-то сказал, что появление доступной видеокамеры погубит кино, потому что его производство станет доступным для графоманов. Действительно графомания стала уделом не только литературы, но и кинематографа. Сейчас почти любой может не только отправить свои опусы на стихи.ру, но и снять видеоролик, чтоб выложить его на Youtube. Большое кино, как и поэзия, от этого не пострадает, а вот видеопоэзия может и утонуть в бездонном болоте самовыражения. Именно поэтому хочется предложить свою версию того, как жанр мог бы развиваться.

С самого начала видеопоэзия была отрефлектирована разными неглупыми людьми: есть обсуждения на сайте “Сине Фантома”, появились тематические сайты видеопоэзии, крупнейший из них “Gvideon”, статьи Виктора Матизена, Данилы Давыдова, Дмитрия Голынко-Вольфсона. Видеопоэзии посвящен № 9 литературно-критического альманаха “Транслит”.

Возникло множество классификаций видеопоэзии, ни одна из которых не стала пока доминирующей. Попробуем и мы предложить свою.

Мы исходим из того, что видеопоэзия – это искусство прежде всего визуальное, режиссерское. Отсюда наш первый вывод: кадры, сопровождающие стихи, могут быть либо документальными, либо игровыми. Одним из самых ярких примеров документальной видеопоэзии является клип Кирилла Серебренникова на стихотворение Иосифа Бродского “Конец прекрасной эпохи”. Многие осудили эту работу за то, что высокая поэзия в ней перемежалась с шансоном из караоке-бара. Не вынося никаких оценочных суждений, оговоримся, что упоминаем клипы, которые считаем действительно важными. В этом ролике известный режиссер театра и кино Кирилл Серебренников снимает свой родной город Ростов-на-Дону, рифмуя ощущение от дня сегодняшнего с концом другой эпохи, про которую и написано стихотворение. Или же хоум-видео Алексея Кузнецова “К Лизе” – сделанный при помощи веб-камеры репортаж из больницы, где автор оказался после того, как “немного сломал позвоночник”.

Игровую секцию видеопоэзии мы попробуем классифицировать согласно тому, какую роль выполняет в клипе поэтический текст.

Tags: видеопоэзия
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments